педагог от природы

Старейший учитель школы, почетный житель поселка - Кудинова Мария Марковна

учитель математики сельской школы
Обновлено:

Учителя - ветераны педагогического труда - всё чаще мы возвращаемся к нашему советскому образованию. Кудинова Мария Марковна была старейшим учителем математики в школе. В конце жизненного пути её фотография заняла достойное место на "Доске Почетных жителей поселка имени Кирова".

2013 год. Торжественное собрание в клубе посвящено Дню образования совхоза имени Кирова. Кудинова Мария Марковна прожила в совхозе 60 лет, ей самой было 80 лет, а в школе она проработала 48 лет.

Все почетные жители - коренные односельчане, некоторые проживают и по сей день - работали на сельскохозяйственных производствах: свинарки, доярки, механизаторы, растениеводы.

На таких годовых собраниях у нас происходит "отчет о проделанной работе за прошедший год", награждение передовиков производства сельскохозяйственной продукции.

Подводятся итоги соревнования за лучший двор в поселке, награждение ценными подарками новорожденных, посвящение в рабочих молодого пополнения, обязательно отмечаются ветераны войны, долгожители, ветераны труда.

заслуженные награды

Администрация Муниципального образования Кировского сельсовета Труновского района Ставропольского края вручили ей Удостоверение №6 "Почетный житель поселка имени Кирова Труновского района".

почетные жители совхоза

В фойе клуба уже галерея почетных жителей. Это гордость нашего поселка. Эти люди восстанавливали совхоз после войны, поднимали сельское хозяйство. Некоторые являются представителями трудовых династий.

Рождение и детство Бабенко (Кудиновой) Марии Марковны

Родилась мама в 1933 году в станице Кардоникской Зеленчукского района Ставропольского края, сейчас это Карачаево-Черкессия. Эти годы в истории нашей страны (1932-1933 г.г.) - самые страшные. В душевных разговорах мама немного рассказывала о своём детстве.

вокруг станицы холмы горы

Не могла не отметить красоту местности вокруг станицы: холмы причудливого рельефа разрезают множество рек и речушек. В этой местности летние месяцы часто я проводила у двоюродных братьев и сестер.

Но о своём рождении мама просто сказала, что родители не надеялись, что она выживет, а дальше продолжила: "Мне кажется, день рождения записали 6 ноября, чтобы легче запомнить, приближался праздник Октябрьской революции". В молодости она не любила рассказывать о трудных голодных временах.

С возрастом всё чаще мама возвращалась в те годы. Пишу как она рассказывала мне. В семье было 7 детей: 5 девочек и два мальчика. У старшей сестры родилась девочка в тот же год , что и мама. Это я к тому, что разница в возрасте была большой между детьми.

О братьях она вообще не рассказывала, причины не говорила, а о сестрах вспоминала, потому что после войны их дети все воспитывались вместе. У всех сестер было начальное образование, а некоторые окончили семь классов.

памятник первым казакам

Недавно открыли Памятник первым казакам, основателям станицы, первым поселенцам. Очень интересная история всего Северо-Кавказского края. О станице узнала много нового. 

Родители мамы были казаками. Все станицы на Северном Кавказе в основном заселены русскими, но были и других национальностей, потому что это были кордоны пограничные на южных рубежах Российской Империи: литовские полки, эстонские, балкарские, черкесские и другие.

Рассматриваю метрику о рождении мамы. Оказывается ей восстанавливали документ в 1951 году, когда она закончила школу, и очень нечетко написан месяц Х'. Может, даже и не 11, а 10-ый, хотя сейчас это уже не важно. 

Наконец-то, знаю точно, что отца звали Марк Филиппович, а маму Ксения Никифоровна. Деда Марка я не застала, он умер до моего рождения, а бабушка Ксения до последнего ещё приезжала к нам в гости в совхоз.

Удивительно рассматривать документы того времени: Аттестат зрелости. В нем указаны отметки за полный курс школы: по всем предметам "четыре", кроме "всеобщая история - 5 и химия - 5." 

аттестат об образовании

По указанным годам могу только догадываться, почему она в школу пошла только в 1945 г., а закончила в 1951 г. То есть в школу она пошла в 12 лет и проучилась 6 лет.

"Настоящий аттестат дает его владельцу право поступления в высшие учебные заведения Союза ССР".

Даже с такими невысокими отметками она не задумываясь отправилась поступать в мединститут и поступила.

Мечты и реальность девушки из казачьей станицы

Маме повезло. После окончания школы она мечтала стать врачом. Недолгие проводы, немного денег, продукты на первое время и поехала она поступать в Харьков в медицинский институт. Даже поступила.

Но декан с членами приемной комиссии вызвали на беседу будущую студентку. Из поданных документов они понимали, что родители далеко, послевоенное время тяжелое, разговор был не долгим и они её убедили доехать поближе к родителям.

Как она мне рассказывала, с этими оценками мама доехала до Пятигорска и подала документы в Учительский институт на факультет математики. Может, это судьба свыше, но она не стала врачом. Зато преподавателем она была очень профессиональным.

диплом учителя

Через два года она получает диплом по специальности "математика и физика", присвоена квалификация "учитель математики и физики в семилетней школе". При переходе на восьмилетнее образование каждый август она ездила на курсы переподготовки.

Как сейчас присваивается категория учителям, так и тогда надо было подтверждать доступ к новой школьной программе. 

Учитель математики средней школы №4

По направлению мама приехала в Тугулукскую школу №3 Шпаковского района Ставропольского края. Это не очень далеко от дома и престарелых родителей.

Через год она приехала в совхоз имени Кирова и её приняли в Кировскую среднюю школу №4 учителем математики и физики. Педагогический коллектив был постарше, многие были уже семейными и даже с детьми. Мама была молодой, всего 20 лет, но сразу зарекомендовала себя как строгий, справедливый педагог.

Днем были уроки с детьми, а вечером шла на занятия со взрослыми. Я не раз её спрашивала: а как же к ней относились великовозрастные ученики (сама себя осекла, это отголоски настоящего).

К ней относились с уважением. Многие молодые люди умели читать, писать, но вот счет некоторых подводил. А позже более способные стремились учиться дальше, а значит нужна была хорошая подготовка в школе.

Молодая семья

О том, как встретились мои родители, мама не рассказывала. Только анализируя имеющиеся у меня документы, могу предположить, что отец как военный прибыл шофером на уборку урожая в Ставропольский край. В каком населенном пункте пересеклись их "дорожки" я не знаю, но жить они стали в совхозе имени Кирова. Чуть подробнее написано в статье "Об авторе".

А вот родилась я на родине отца в Московской области, в маленькой деревушке. Никого не ждали в деревеньке, пришлось срочно топить печь, звать повитуху. Мама мне рассказывала, что меня не сразу принесли ей (куда меня носили, к кому, мне не известно). Где-то через сутки принесли. А через месяца три она отправилась к месту работы в совхоз им. Кирова.

В те годы декретных отпусков не было, поэтому меня уже осенью с началом учебного года стали носить в ясли. Так что я выросла в коллективе с пеленок, таких как я - шестимесячных - было много.

мои детские фото

В послевоенное время совхоз не просто строился. Шло массовое переселение, появлялись новые семьи, а значит, и рождалось новое поколение сельчан. 

Самые смекалистые стремились получить образование, чтобы пойти в высшие учебные заведения. Математика была одним из основных предметов при поступлении на экономические факультеты, педагогические. Многие специалисты совхоза повышали свою квалификацию, поступая в ВУЗы.

Своя методика преподавания математики

Ни в коем случае не хочу утверждать, что у мамы была 100%-но сильная методика. Но анализируя её рассказы, на собственном опыте, зная людей, которые у неё учились, некоторые до сих пор живут в совхозе, делаю вывод - работает её метод.

В 1963 году я пошла в первый класс. До школы я знала процесс "снаружи". Да, в школу идут дети, сидят за партой, учитель объясняет, вызывает к доске. Когда Я пошла в школу, я всё увидела и услышала, и стала активным участником процесса обучения.

Помню, что всё время заглядывала в конец учебника, на последние страницы - хотелось быстрее дойти, интересовало всё. О многом наслышана в сегодняшнем образовании. Не буду анализировать, но о методе моей мамы хочется написать.

Заключался он в том, чтобы за 45 минут приняли участие в повторении и освоении нового материала все учащиеся класса. Уроки математики были каждый день: сначала просто математика, потом алгебра, либо геометрия. И каждый вечер мама готовилась к уроку. По мере моего взросления, я тоже ей помогала.

именное задание по математике

Сначала она мне доверяла нарезать одинаковые листки в клеточку на все количество учеников (в классе обычно было от 20 до 30 учеников). Потом она доверяла мне писать на них аккуратно, без ошибок, задания (образец она мне давала). И я очень старательно выводила слова и цифры. Мама проверяла и не скупилась на похвалу. 

Я была на седьмом небе! Ведь я участвовала в работе учителя, в подготовке нового материала. Были уроки, где я у доски рассказывала новый материал... Это было так ответственно.

Некоторые листочки она подписывала определенному ученику. Оказывается, таким образом она давала шанс ученику исправить отметку и в четверти, и в полугодии, и в конце года. За 20 минут, как правило успевали справиться с заданиями. Потом начинался новый материал. Активны были все в классе.

А как мы готовились к экзаменам после 8 класса и 10 класса? Конечно, не по всем предметам от нас требовали отвечать на вопросы, которые предполагались в билетах. Но вот по физике и математике я очень дотошно готовилась. Не только писала, а искала из дополнительных сборников задачи, примеры и не переставая решала по всем темам.

Было исписано по две тетради 96 листов только по этим двум предметам. Жалею, что по химии так не готовилась. Наверняка бы поступила в медицинский, как мечтала. Значит и мне не судьба была стать врачом.

Просто учитель математики

Раз уж я решила написать об учителе математики в Кировской средней школе №4 Кудиновой Марии Марковне, я не могу обойти вниманием всех директоров школы за такой приличный период времени. Мне любезно предоставили информацию в нашей сельской библиотеке о совхозе имени Кирова.

Задолго до открытия средней, школы были сначала только с начальным образованием: главное - уметь читать и писать, решать элементарные задачки на сложение и вычитание. Потом открывались семилетки, вплоть до 1947 года - директором школы был Толстиков Николай Пантелеевич.

В переходный период 1948 года на среднее образование директором школы был Кузьминов Александр Максимович.

С 1948 года по 1953 год - образовательное учреждение средней школы - директором была Глобенко Ольга Сергеевна (жена директора совхоза им.Кирова в то время Глобенко А.П.). В этот период в школе обучалось 260 учащихся со всех поселений совхоза им. Кирова. В 1952 г. впервые летом заработал пионерский лагерь.

В 1954 - 1955 годы - школе присвоен №4 и стала она именоваться Кировская средняя школа №4 Труновского района - директором был Евченко Григорий Андреевич.

первое здание школы, современное здание

К сентябрю 1956 учебного года было достроено типовое здание средней школы на средства совхоза. С 1956 по 1962 годы директором школы был Михаил Михайлович Агеев, который преподавал историю.

В этот период завучем работал Калашников Алексей Иванович, преподаватель физики. Я помню его как нашего соседа по бараку. Сначала было две квартиры: налево наша, направо - Калашниковы. А когда они уехали из совхоза, нам разрешили занять и квартиру напротив, потому что коридор был общий. Тем более, что у меня в те годы появилась сестренка.

В 1963 году я пошла в школу и хорошо помню моего первого директора школы. Это был Прокопенко Алексей Андреевич. Он руководил до 1964 года, но вот какой предмет он преподавал не помню. Ростом был небольшого, коренастый, лысый, почему-то казался добродушным.

В 1965 году директором был Литвинов Андрей Григорьевич. Потом он был завучем, а в 1966 году директором была Кузнецова Полина Ивановна.

1967 - 1968 годы - директор школы Мачулина Розалия Филипповна, преподаватель русского языка и литературы. Розалию Филипповну хорошо помню, особенно утренние линейки, на которых говорилось о планах внеклассной работы на день.

С 1969 по 1985 годы директором школы был Студенцов Владимир Петрович, преподаватель математики. К сожалению, он был у нас по математике в 9 - 10 классах и у меня полный пробел. До 8 класса была мама, математика - любимый предмет. А вот с директором школы - не получилось. Не смог он мне втолковать азы высшей математики.

С 1985 по 2001 годы директором школы становится учитель английского и немецкого языков Бойко Лариса Константиновна. Сейчас она моя соседка, видимся чаще, общаемся. Дай Бог ей здоровья.

В 2001 году 30 июня сделана последняя запись в трудовой книжке моей мамы: "Уволена в связи с уходом на пенсию - Приказ №48 от 23.06.2001 г. по СОШ №4".
В разделе "Сведения о поощрениях и награждениях" в трудовой книжке не хватило места с 1967 года по 2001 год; был оформлен "Вкладыш в Трудовую книжку", где последняя запись №17 - "2000.10.05 - Благодарность в честь Дня учителя - Пр. №66 от 30.10.2000 г."

Я могла бы закончить перечисление, но хочу всё же зафиксировать с 2001 по 2008 годы директором был Терещенко Александр Иванович, преподаватель английского языка.

С 2008 по 2018 годы был Кузьминский Владимир Викторович, учитель физкультуры.

С 2018 учебного года по сей день директор школы Щеглова Людмила Владимировна, учитель истории.

Вот и получилась история работы учителя математики при 10 директорах школы. Они менялись, часто не по своей воле, но простой учитель математики оставался на посту и был рядом с детьми.

Кроме всего прочего, она замещала всех. По молодости, из-за нехватки учителей физики, черчения - она проводила эти предметы. А если болели другие предметники (русский, биология, физкультура) - либо проводила математику, либо физкультуру на улице: народные игры в лапту, с мячом. Тут главное, чтобы погода не подвела.

Воспоминания, отзывы об учителе математики Кудиновой Марии Марковне

Многим она помогла поступить в высшие учебные заведения, потому что дополнительно занималась с ними до самых вступительных экзаменов. Сейчас это называется репетиторством и за это платят деньги. В то время я не помню, чтобы она что-то говорила о деньгах.

Она искренне радовалась за каждого своего ученика и гордилась тем, что это она дала ему необходимые знания. Не раз я была свидетелем, когда в школе на "Вечерах встречи выпускников" к ней подходили не только убелённые сединами её ученики, но и молодые, которых она уже выпускала, будучи на пенсии (после 8 класса).

Приходили и домой, когда она уже не могла ходить на эти вечера. Почему-то было принято проводить вечера встречи в первую пятницу февраля. Это же зима. Не все могут приехать. Однако присутствовали хоть по одному из каждого выпуска, проживающие в поселке. Гораздо позже решили приглашать юбилейные выпуски - 5, 10, 15 - уже и 50, 55, 60 лет после окончания  школы.

В 1967 году заселился многоквартирный дом учителями. Много поменялось с тех пор: выходили замуж, женились, переезжали, уезжали. Но всё же ещё живут соседки, которые откликнулись на мою просьбу и написали мне отзывы на тетрадных листочках о маме.

Вместе проработали в одной школе не один год, а уж прожили в одном доме не один десяток лет.

учителя иностранного языка

Александра Георгиевна Московая

"Я приехала работать в поселок имени Кирова по распределению учителем начальных классов в 1966 году. В тот период в коллектив влилось много молодых учителей по разным предметам. Нас встретили опытные, много лет проработавшие в школе, учителя: Патлахова Варвара Ивановна - учитель начальных классов, Кудинова Мария Марковна - учитель математики, Ковынёва Лилия Константиновна - учитель английского языка. Мне часто приходилось обращаться за советом, за подсказкой к Марии Марковне. Она не отказывала в моей просьбе. По своему характеру она была требовательна не только к ученикам, но и к самой себе. Хорошо знающая свой предмет, старалась передать свои знания ученикам. Трудолюбие и ответственность - пыталась развить эти качества у учеников."

Александра Георгиевна Московая в данный момент моя соседка по дому, преподавала мне английский язык. Закончила заочно Пятигорский институт иностранных языков, с 1969 года учитель английского языка.

Бойко Лариса Константиновна

После окончания Пятигорского педагогического института на факультете "учитель иностранного языка" я проработала в Труновской средней школе учителем с 1971 по 1977 годы. По распоряжению РОНО ( Районного Отдела Народного Образования) в ноябре 1977 года меня переводят в Кировскую среднюю школу №4 Завучем (проводить уроки никто не отменял).

С 1985 по 2001 годы была назначена Директором Кировской средней школы №4. Конечно, с переводом и вселилась в квартиру в нашем доме.

О Марии Марковне самые хорошие воспоминания. Она имела отличную теоретическую и методическую подготовку. Её уроки строились с учётом индивидуальных особенностей и способностей учащихся. Она умела на уроке "дойти" до каждого обучаемого.

В ходе учебного процесса удачно сочетались письменные и устные виды работ. Уроки Марии Марковны имели обучающую и воспитательную направленность. Сочетание разнообразных и эффективных форм и приемов работы позволяло добиваться глубоких и прочных знаний у учащихся.

Работая в методическом объединении, Мария Марковна охотно делилась крупицами своего опыта с коллегами. Она пользовалась заслуженным авторитетом в педагогическом коллективе. Она очень ответственно относилась к выполнению поручений любой направленности.

Проживая в одном доме, совместными усилиями мы сохраняли чистоту и порядок и в подъезде, и во дворе. К сожалению, возраст и сопутствующие заболевания ограничивают наши желания.

статья в газете о маме

Друзья, односельчане, поделитесь своими историями из школьной жизни в то далекое время. Буду признательна всем, особенно тем, кого учила моя мама Кудинова Мария Марковна. Подписывайтесь, читайте, будут новые статьи о нашем поселке и его тружениках. Будут уточнения, обязательно отвечу в комментариях.

1 комментарий

Аватар комментатора Сергей Сгибнев Автор: Сергей Сгибнев

Дааааа...... Дороге, милые наши учителя!!!! Моих-то уж и нет с нами. Мне уже восьмой десяток, а ведь им было и под, и за сорок... Пусть даже и тридцать, всё равно много. Помню до сх пор мою перву. учительницу Малюшенко Прасковью Тимофеевну. Одноклассники писали, что прожила она больше девяносто лет. А теперь-то и спросить не у кого... Одноклассников-то осталось раз да два. Сравниваю свою первую учительницу и учительницу моей дочери.... Дочка-то её и как звать забыла.... И не по тому, что такая "чёрствая" - просто не хватало сердца у "заслуженной" училки до 23-х учеников. А у нас в классе было 42 !!! И всех и про всех наша Прасковья Тимофеевна знала. Были ли у неё какие звания? Бог весть.
Это хорошо, Наташенька, что ты помнишь свою школу, учителей. когда-то твоим внукам-правнукам будет где и что посмотреть, прочитать узнать, вспомнить.

Заходи в гости.

Да, пробовал подключиться к TrimLink... Увы, пока неудачно. Написал в поддержку. Буду ждать, что ответят. Как у тебя успехи с "укорачиванием ссылок"?

До встречи. Обнимаю!

Оставить комментарий

Отправить комментарий Отменить

Сообщение